Программа «Профилактика безнадзорности и асоциального поведения в среде несовершеннолетних» 2009-2012гг .
1.Актуальность проекта Социально-экономическое развитие общества обнажило п роблемы в области воспитания школьников. Растет социальная неоднородность семей учащихся, увеличивается количество детей, находящихся в социально-опасном положении. Появилась необходимость усиления роли школы и педагогов в охране физического, психологического и нравственного здоровья детей. Обеспечение полноценного образования и воспитания предполагает создание условий направленных на профилактику безнадзорности и асоциальных явлений в среде несовершеннолетних. Причины асоциального поведения учащихся – это следствие дефектов в системе его взаимосвязей с микросредой: неблагоприятные условия семейного воспитания, отрицательное влияние стихийно-группового общения, недостатки в учебно-воспитательной работе.
В школе создан банк данных: 1. неблагополучные семьи, 2. дети «группы риска», состоящие на внутришкольном учете, 3. несовершеннолетние, состоящие на учете в ГППН 4. малообеспеченные семьи, 5. многодетные семьи, 6. дети-сироты. Встает вопрос о необходимости личностно-ориентированного обучения и воспитания, о развитии социальной поддержки детей и их родителей, о создании условий для всестороннего раскрытия индивидуальности ребенка.
Педагоги должны помочь воспитаннику в решении основных задач: получить хорошее образование, овладеть умениями и навыками в трудовой деятельности, развить творческие способности, реализовать физические возможности, научиться жить в обществе. Школа имеет большой потенциал и возможности в работе по профилактике правонарушений и преступлений. Профилактические мероприятия ведутся по следующим направлениям: выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права и отстающих в учебе, вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности (кружки, секции по интересам), изменение условий семейного воспитания, формирование толерантного сознания. Успех профилактических мероприятий во многом зависит от единства работы школы и общественных организаций района. В соответствии с комплексной программой «Профилактика безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних» школа проводит следующую работу: создание нормативно-правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление детей с асоциальным поведением, работа психолого-педагогической службы с детьми и их родителями по коррекции поведения, создание совета по профилактике, сотрудничество с Комиссией по делам несовершеннолетних.
Моделью выпускника школы должна стать личность, способная строить жизнь, достойную человека.
2. Общая краткая характеристика содержания проекта и основных видов деятельности по его реализации. Программа по разработке и реализации мер профилактики безнадзорности и асоциальных явлений в среде несовершеннолетних находится в числе приоритетных направлений деятельности школы. Ее целью является комплексное решение проблем социальной реабилитации детей и подростков, создание системы социальных, правовых и педагогических мер профилактики асоциального поведения и вредных привычек, формирование правовой культуры и развитие навыков здорового образа жизни. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: повышение социального статуса воспитания в системе образования, психолого-педагогическая, медицинская, правовая поддержка и реабилитация детей и неблагополучных семей, контроль за школьниками с девиантным поведением и неблагополучными семьями, организация досуговой занятости и летнего отдыха несовершеннолетних,
Рост процента детей с асоциальным поведением, связан: со снижением социально-экономического уровня жизни населения; неправильным образом жизни родителей, за которыми наблюдают несовершеннолетние; ухудшением состоянием здоровья учеников, растет численность детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями;
Ожидаемый результат реализации программы: Ученик получит определенную систему знаний, умений и навыков, сформирует свои убеждения, выработает привычки, нормы и правила поведения. Приоритетом в обучении и воспитании должны стать; жизнь, здоровье школьника и его свободное развитие. В программе по профилактике безнадзорности и асоциальных явлений среди несовершеннолетних четко прослеживаются следующие этапы деятельности педагогического коллектива:
1 этап. Диагностико-аналитический. Изучение личностных особенностей учащихся, социально-бытовых условий жизни детей и семьи, формирование ученического коллектива. Сбор общих данных о ребенке, Наблюдение за детьми «группы риска», Медицинское обследование состояния здоровья школьника, Уровень тревожности, Качество знаний, умений и навыков, Изучение воспитанности школьников и коммуникативных склонностей
.
2 этап. Планирование учебно-воспитательного процесса по аналитическим данным. Создание индивидуальной траектории развития ученика, имеющего проблемы в воспитании. Подбор эффективных педагогических средств, форм, способов организации обучения и воспитания, формирование доверительных отношений, рациональное построение совместной деятельности (учебной, трудовой, досуговой и т.д.), оказание помощи в реализации социальных потребностей: самоутверждение, общение, ориентация на здоровый образ жизни. 3 этап. Организация коррекционно-воспитательной работы с учащимися и их родителями или лицами их заменяющими. 5. Целью этого этапа является формирование положительных черт и качеств личности школьника. Идет формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, развитие способности адаптироваться в окружающем мире.. Система воспитательной работы в общеобразовательном учреждении развивается по направлениям: трудовое, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное,
В школе функционирует библиотека, действуют спортивные секции, имеется возможность выбора факультативных занятий и кружков. Совместно с Центром занятости для малообеспеченных учеников в летний период организованы рабочие места. Школа разработала систему профилактических мер: 1. план по борьбе с наркоманией среди подростков, 2. план работы педагогического коллектива по предупреждению правонарушений и преступлений, К профилактической работе привлечен медицинский персонал района. Они пропагандируют здорового образа жизни, проводят лектории среди учеников, родителей и педагогов. В процессе работы с детьми «группы риска» и семьями, находящимися в социально-опасном положении создана циклограмма, куда вошли следующие мероприятия: 1. Создание банка данных о детях с асоциальным поведением. 2. Вовлечение обучающихся в кружки и спортивные секции, 3. Привлечение школьников к работе в органах ученического самоуправления. 4. Содействие в оказании психологической, юридической, материальной помощи. 5. Проведение дней «Здоровья»: профилактических бесед, медосмотров, профилактических прививок, организация активного отдыха. 6. Проведение профилактических бесед, классных часов, тематических вечеров. 7. Контроль за состоянием успеваемости и посещаемости школьников. 8. Совместные заседания совета по профилактике. 9. Профилактика дорожно-транспортного травматизма. 10. Профилактика курения, наркомании и алкоголизма. 11. Профилактика правонарушений и преступлений. 12. Родительский лекторий. 13. Совместные рейды в социально-опасные семьи. 14. Выпуск информационного бюллетеня. 15. Организация летнего труда и отдыха «трудных» школьников. 16. Организация трудоустройства несовершеннолетних воспитанников школы. 17. Сотрудничество с органами опеки, попечительства, КДН и ОВД. В системе профилактики асоциального поведения нельзя упускать работу с педагогическими кадрами. Необходимо усилить роль школьного методического объединения классных руководителей. Проводить диагностику успешности труда учителя. Изучать новые образовательные технологии и обобщать передовой опыт работы учителей. В основу коррекционно-воспитательной работы положены принципы: гуманизации, системности, непрерывности индивидуальности.
Школа и общественность должны защищать интересы и права детей, 4 этап. Анализ проделанной работы и переход на качественно новый уровень развития. Включает в себя анализ уровня сформированности потребностей к самовоспитанию, саморегуляции и самоконтролю в поведении и во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Ребенок должен принять решительные меры к разрыву нежелательных связей. Стать помощником классного руководителя, наставником для других «трудных» ребят. Конечным результатом работы программы «Профилактика безнадзорности и асоциальных явлений среди несовершеннолетних» является построение адаптивной модели обучения и воспитания. Конец формы
|